«Первый режиссер «Взгляда» Анатолий Малкин учил нас разговаривать с людьми подолгу, по два, два с половиной часа — ради шестиминутного смонтированного разговора в студии — потому что, с его точки зрения, человек начинает разговариваться и становиться откровенным только ко второму часу. Я же всегда считал, что надо уметь делать интервью в реальном хронометраже. Надо уметь так задать вопросы, чтобы успеть раскрыть героя точно в то время, которое есть в эфире. Я вообще всегда предпочитал прямой эфир. В «Здесь и сейчас» всегда говорил своим редакторам — мы должны быть готовы к интервью так, чтобы программа вышла в эфир, даже если гость не придет.
Телевидение учит тому, что существует гигантское количество ресурсов, позволяющих сэкономить время и повысить выразительность. Например, титры. Титры позволяют не говорить название города и страны, не говорить имя, фамилию и должность человека. Можно добавить иронию и сарказм интонационно, можно удивленно смотреть в глаза зрителю, когда гость говорит полную ахинею или не отвечает на вопрос, можно говорить определенный текст, но показывать что-то противоположное ему», — Александр Любимов
М.С. Горбачев: «…Приду во «Взгляд», когда ваши взгляды совпадут с моими»
А. Любимов: «Судя по всему, приличный пиджак был один. С Булатом Окуджавой и Зиновием Гердтом»
«По-моему, просто замечательную идею вокспопа реализовал Ваня Демидов в «МузОбозе». Тогда в стране не было рейтингов продаж пластинок, музыканты вечно завышали количество своих гастрольных поездок, увидеть музыкальную индустрию в целом было невозможно. И в «МузОбозе» еженедельно транслировался рейтинг популярности песен в разных социальных группах. В одну неделю — рейтинг среди офицеров Генерального штаба, в другую — среди носильщиков Казанского вокзала», — Александр Любимов
Уточняющий вопрос
| Резюмирующий вопрос
|
---|---|
«Значит ли это, что дело обстоит следующим образом: ...?» | «Итак, дело обстоит следующим образом: ...» |
«Тем самым вы полагаете, что...?» | «Иными словами, вы полагаете, что...»
|
«Надо ли это понимать так, что...?» | «Короче говоря, это следует понимать так: ...» |
А. Любимов: «С выдающимся журналистом и спецом по Японии Владимиром Цветовым»
«Как-то Господь наградил меня коронным наводящим вопросом в апреле 1989 года в Тбилиси. Во время столкновений демонстрантов с военными около Дома правительства погибло 18 человек. Политическое руководство страны бездействовало, в результате военные получили приказ министра обороны очистить площадь и оказались крайними. В тот момент Первый секретарь ЦК компартии Грузии Гумбаридзе вовсю заигрывал с радикалами во главе с будущим президентом Звиадом Гамсахурдия. Последний вошел в историю кровавой войной с осетинами и абхазцами. Но это было позже.
И вот в тот момент в начале апреля я отснял многочисленные интервью и получил согласие на интервью главного человека в Грузии — первого секретаря ЦК. И я его спросил: «Это была народная революция или военный переворот?» Он явно смутился и потерял самообладание, поэтому и ответил — военный переворот, показав тем самым, что он заодно с радикалами и легко подставляет Язова и Горбачева. Вот такая журналистская удача», — Александр Любимов.
«С нами отчаянно боролись. В Риге за сутки до эфира провокатор подскочил ко мне в гостинице и ударил бутылкой по голове. Работал в эфире с огромным синяком, который мгновенно сполз на лицо, поэтому свет ставили очень контрастный. Во время прямого эфира загорелся телецентр, отключили свет в студии, приехали пожарные, от нас требовали остановить эфир, но мы продолжали в кромешной тьме и дыму, все-таки эфир остановить не решились. Впрочем, по результату все остались живы, а Владика Листьева убили уже в демократической России в 1995 году», — Александр Любимов
«Наш конфликт с властью относится к этому раннему времени. Меня всегда бесила разрушительная логика людей, входивших в команду Ельцина. Впрочем, команда Горбачева своей нерешительностью бесила не меньше. Но вот в Кремль пришли новые люди, наши вчерашние соратники, которые тут же начали занимать кабинеты вокруг Ельцина. Оказалось, что новые власть имущие умеют дружить только против кого-то. В этом смысле они оказались совершенно безнадежны.
Когда Дудаев захватил власть в Чечне в сентябре 1991 года вооруженным путем, российские власти ответили введением чрезвычайного положения, которое реализовать не смогли. Спецназ прилетел в Грозный и был там блокирован. Так была упущена возможность диалога. События 1993 года в Москве, по-моему, отчетливо показали это. Достаточно вчитаться в хронологию переговоров сторон, и станет понятно, почему дошло до крови. Кстати, программу «Красный квадрат», где глава администрации президента Сергей Филатов и председатель Конституционного суда Зорькин пытались найти компромисс, отказались транслировать по Первому каналу. Ее просто закрыли. И это произошло за неделю до расстрела Белого дома.
Это был очень тяжелый период в жизни страны, когда государство совсем отвернулось от людей, период чудовищной инфляции, нищеты и бесправия. После закрытия «Красного квадрата» и в связи с моим выступлением по телевизору в ночь кровавых событий с призывом к примирению я не мог больше делать политическую программу на телевидении. И мы сделали программу «Взгляд с Александром Любимовым», в которой не обсуждали политику, а говорили о людях, которые способны выживать в этих условиях, несмотря на то, что государство их бросило. В этой программе родилась новая звезда — Сергей Бодров», — Александр Любимов
«Сейчас запустить в эфир программу «Взгляд» образца 1987 года было бы невозможно. Это выглядело бы по сегодняшним меркам чудовищно и лишило бы миллионы людей прекрасных воспоминаний. Язык монтажа, визуальный язык, графика — все допотопное... Ну и время то очень романтическое, искреннее, наивное. Российский зритель поумнел, пережил многие испытания 90-х... На тот момент «Взгляд» был колоссальным прорывом, но это на тот момент...», — Александр Любимов