website creation software

V. СРЕДСТВА ВИЗУАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

2. Язык цвета

Mobirise
Возможно, эта глава заинтересует не всех наших читателей, но мы не можем не поделиться тем, что многие медиаспециалисты игнорируют.
Считается, что достаточно уметь придумать интересную историю и рассказать ее в картинках, чтобы чувствовать себя в профессии уверенно. Это действительно так. И если вы помните начало книги и уже включили внутренний счетчик борьбы с «нашествием мышей», то лучше, чтобы вы были лучшим в своей профессии.
Современный зритель смотрит много видеоматериалов. И для него существенно, чтобы ваш сюжет был красивым, чтобы в каждом кадре не просто воспроизводилась окружающая действительность, но в ракурсах, смене планов, в цветах на кране проявлялся ваш талант автора: писателя, кинорежиссера, художника.
Цвет зависит от длины световой волны. Самые длинные волны мы воспринимаем как красные, самые короткие — как фиолетовые. Между этими двумя крайними точками мы в состоянии различать три миллиона различных цветовых оттенков. И каждый оттенок воспринимается нашим сознанием и по настроению, и по смыслу.
Как животные, так и люди заявляют о себе и ориентируются в среде с помощью цвета. Самцы птиц используют свой шикарный перьевой наряд в борьбе за то, чтобы привлечь внимание самки. Участники уличного движения останавливаются на красный свет светофора и начинают движение на зеленый.
Большинство людей читают цвета и используют эту информацию, не задумываясь об этом. Рыбак просыпается рано утром и смотрит на море, которое может быть спокойного темно-голубого или угрожающего серо-стального цвета. А крестьянин смотрит на зерновой колос, и когда тот из зеленого становится желтым, он точно понимает, что настала пора собирать урожай.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА

Цвета оказывают влияние на психологическое состояние человека и животного. Психологи выяснили, что наиболее сильное воздействие на психику оказывает красный цвет. В определенных ситуациях люди реагируют на красное учащенным дыханием, значительным расширением зрачков и усиленным потоотделением.
Если отвлечь внимание человека, к примеру, попросив его быстро решить ряд арифметических задач, а затем предложить ему назвать какой-либо цвет, подавляющее большинство испытуемых назовет красный. В отдельных психиатрических клиниках депрессивные психозы лечат, помещая больного в палату с красными стенами. «Красная» комната создает ощущение, что температура в ней на три-четыре градуса выше, чем, например, в «голубой», хотя на самом деле в обоих помещениях одинаково тепло.
Журналист может использовать знания о степени коммуникативности отдельных цветов для того, чтобы усилить воздействие своего сюжета на зрителей, если есть необходимость дать на экране какое-либо графическое изображение или выделить какой-либо объект среди других.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ — САМЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ

Для журналиста важно понимать, что красный цвет является самым коммуникативным. Безопаснее всего ездить на красных автомобилях, потому что прежде всего обращают внимание именно на них. Не случайно пожарные машины тоже красные, красного цвета важнейший сигнал светофора — «стоп».
Красный цвет привлекает внимание и на телеэкране. Если вы хотите выделить персонаж в толпе, попросите его надеть красный свитер.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ — ВТОРОЙ НА ШКАЛЕ КОММУНИКАТИВНОСТИ

Из других цветов сильнее всего воздействует на глазной нерв желтый цвет. Вот почему этим цветом обозначается второй по важности сигнал светофора — «внимание». Многие предупреждающие знаки наносятся на желтом поле.
Исследования показывают, что черное по желтому читается несколько легче, чем черное по белому. В рекламных материалах часто преобладает желтый цвет — он обращает на себя внимание.

ГОЛУБОЙ И ЗЕЛЕНЫЙ ОЗНАЧАЮТ СПОКОЙСТВИЕ И ЯСНОСТЬ

Голубой и зеленый относятся к холодным, успокаивающим цветам. Зеленым обозначается третий по важности сигнал дорожного движения. Этот цвет не так сильно взывает к психике, как красный, и не так сильно воздействует на глазной нерв, как желтый.
Точно так же, как и некоторые психиатры лечат депрессии в «красных» помещениях, «охлаждать пыл» наиболее экзальтированных и невыдержанных пациентов пытаются в комнатах, выдержанных в зеленых и голубых тонах. Если журналист хочет подчеркнуть атмосферу спокойствия и ясности вокруг какоголибо объекта или те же качества, свойственные персонажу, он вполне может использовать зеленые или голубые тона.
Кроме того, голубой цвет в нынешних средствах массовой информации имеет довольно-таки устойчивую славу
«возбудителя доверия».
Когда будущий премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер вступила в предвыборную борьбу, ее консультанты посоветовали ей выступать на голубом фоне. Многие считают, что ее победа, несмотря на неблагоприятные для нее результаты предыдущих опросов общественного мнения, была связана и с этой находкой. Конечно, избирательная кампания — значительно более серьезное дело, но грамотное использование цветов в брэндинге — важнейшее искусство.
Поверьте, не случайно большинство студийных интерьеров телепрограмм, особенно информационных или общественно-политических, выполнено в голубых тонах.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА

С развитием культуры цвета приобретали и символическое значение, иногда разное для разных народов. Белый цвет для европейца означает чистоту, в то время как для древнего Рима и Китая он представляет собой цвет печали и смерти.
У католиков белый — это цвет радости.
Символическое значение цвета может меняться с течением времени и в зависимости от традиций соответствующего общества. Один и тот же цвет зачастую имеет несколько символических значений одновременно — в зависимости от того, в какой связи он выступает.
Если журналист хочет воспользоваться символикой цвета, он должен позаботиться о том, чтобы значение, которое он хочет выделить, было подчеркнуто и другими деталями картинки. Если он хочет показать персонаж в красной гамме, чтобы обозначить любовь, стоит подчеркнуть это символическое значение музыкой, имеющей то же символическое значение.
Ниже следует список ключевых понятий, ассоциирующихся с символическими значениями некоторых цветов:
• Красный: старость, эротика, любовь, искренность, возмущение, война, революция, опасность.
• Желтый в чистом виде или с оттенком красного: теплота, веселье, уют;
• Желтый, смешанный с зеленым и голубым: зависть, трусость, презрение, опасность.
• Голубой: ясный, приглушенный, прохладный, вызывающий уважение, угнетенный, меланхолический, подавляемый.
• Зеленый: свежесть, прохлада, молодость, неопытность.
• Белый: чистота, невинность, девственность, разум.
• Черный: смерть, несчастье, печаль, физическая мощь, сила, авторитет (например, полицейская форма).

«МУЗОБОЗ»

Музыкальную тему шоу «МузОбоз» унаследовало из программы «Взгляд», в которой впервые на советском телевидении почти каждый сюжет подытоживался музыкальным клипом. Музыка классических советских рок-групп — «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «Кино», «ДДТ», «Агаты Кристи», «АукцЫон» — работала в целом на атмосферу программы, на создание нужной эмоции у зрителя, а сами группы во многом раскрутились благодаря «Взгляду».

Поп-музыка без телевидения не является поп-музыкой, а телевидение без поп-музыки не является телевидением. Это два разных бизнеса, но живущих очень-очень близко. Поэтому во «Взгляде» всегда было много музыки. Сначала мы показывали неизвестную западную музыку, затем мы сделали ставку на музыку, которую запрещала советская власть. У нас страна впервые увидела Цоя, Гребенщикова, «Агату Кристи», «ДДТ», «Наутилус Помпилиус». Но в концепт «Взгляда» многие музыканты не попадали», — Александр Любимов

Технологически программа родилась из беды. В очередной раз был закрыт «Взгляд», и поскольку к тому моменту телекомпания «ВИD» практически монополизировала весь вечерний прайм-тайм пятницы с «Полем чудес» и рядом других программ, нужно было в течение двух недель заполнить чем-то эфир пятницы, иначе руководство Гостелерадио нашло бы на «взглядовский» слот другого кандидата. Александр Любимов и Александр Политковский ушли во «Взгляд из подполья», Владислав Листьев занимался «Полем чудес», и новую программу поручили сделать Ивану Демидову. 

«Я глубоко убежден, что режиссеру надо сначала найти форму. С появлением опыта и мудрости вы поймете, что новая найденная вами форма не противоречит почти любому содержанию, и установите связи между ними... Мне очень повезло, что фактически первым моим телевизионным учителем был покойный Владимир Яковлевич Ворошилов. Уже намного позже, когда мы оба стали телеакадемиками, я осторожно спросил у Ворошилова: «Ну, Владимир Яковлевич, телевидение же — не искусство?» На что, конечно, он не мог не ответить: «Ну, которое делаешь ты — конечно, нет». И я с ним согласен, телевидение — не искусство, режиссеру не надо слишком сильно задумываться о содержании, твое дело — эстетика. Поэтому для любого продюсера или режиссера, если он талантливый профессионал, не должно быть проблемой сделать любую телевизионную программу», — Иван Демидов

Почти никто из первых величин нашего телевидения не имел телевизионного образования, но Иван Демидов — вероятно, единственный случай, когда человек совсем без высшего образования возглавил в середине 1990-х гг. один из крупнейших телевизионных каналов страны. Приехав в Москву из Куйбышева, Иван Демидов первое время служил в Останкино осветителем. За три года он из рабочего стал администратором молодежной редакции. В 1987 г. Иван — уже ассистент режиссера, а еще спустя полгода снимает свою первую самостоятельную работу.

«МузОбоз» был разговором про то, что музыка может быть любой, главное — чтобы она была качественной. Он был своеобразным камертоном. Но сам по себе Иван Демидов как продюсер намного богаче, по-настоящему он раскрылся уже потом, на канале «ТВ-6 Москва», который он полностью спродюсировал», — Александр Любимов

Перебрав все технологически осуществимые направления, Демидов остановился на музыке — действительно, в стране не было передачи, которая еженедельно рассказывала бы о новостях музыки. Новая программа называлась «Музыкальное обозрение», «МузОбоз» — сокращение от этого формального названия. Для того, чтобы не искать срочно нового ведущего, придумали ведущего-виртуальный персонаж. Иван Демидов надел кожаную куртку и темные очки, ассистент записал, как Демидов читает в таком виде стихотворение, и этот видеоряд в рапиде стал ведущим «МузОбоза». Так он стал ведущим «МузОбоза», сделавшего его знаменитым.
Впоследствии режиссер Михаил Хлебородов сделал для «МузОбоза» съемки ведения передачи, в которых Иван Демидов представал в пяти разных образах ведущего, исходя из самых популярных молодежных стилей — косуха, белая майка с голубыми джинсами, модный пиджак и т.д. Для последних кадров передачи Демидов попросил Хлебородова придумать какой-нибудь невероятный трюк — так появился финал, в котором ведущий, сообщая о том, что новостей на сегодня больше нет, бросает листы бумаги, которые неведомым образом взмывают в воздух.
Основным желанием Ивана Демидова как автора программы было поразить зрителя новой эстетикой. Программа нырнула в мир экспериментального видео, в мир клипового мышления. Уникальность программы была в том, что она подобрала особый ключ к молодежи, для которой очень важен стиль. «МузОбоз» стал первой стильной, качественной программой о музыке. «МузОбоз» первым рассказал, как живут музыканты, о чем они разговаривают между собой, как они репетируют, как ездят на гастроли. Иван Демидов как профессиональный продюсер и режиссер, точно чувствующий язык молодежи, стал самым популярным человеком, связанным с музыкой в России, трендсеттером, будучи просто ведущим еженедельной передачи, в которой он появлялся максимум на две минуты. Но для этой передачи был создан уникальный и абсолютно новаторский визуальный язык, в нее было вложено много интеллекта. Возможно, она была самой высококачественной российской телепрограммой того времени.
«МузОбоз» примирил так называемые движения «рок» и «поп», войну между которыми изначально разжигал «Взгляд». «МузОбоз» говорил не про социальную позицию, а про качество музыки, исполнения, образа музыканта: «Каждую пятницу в вечернем телеэфире «МузОбоз» — с песней по жизни, достоверно о всех направлениях самой модной музыки».
Спустя два-три года зритель захотел увидеть концерты с Иваном Демидовым, и под брендом «МузОбоза» — так появилась серия концертов «Площадка «Обоза». Одним из побочных продуктов «МузОбоза» стало шоу «Акулы пера» с музыкальными звездами в качестве героев, журналистами в качестве аудитории и ведущим Ильей Легостаевым на телеканале «ТВ6-Москва», там же появилась живая дискотека «Партийная зона», в которой дебютировали Лера Кудрявцева и Гоша Куценко.

«Сегодня просто нет того поля, на котором работал «МузОбоз». Раньше можно было выбирать — диско или рок, потом появилось много разных направлений рока — хард-рок, металл, хардкор, глэм-рок, а теперь все жанры очень сложные, синтетические. Единственный отдельно стоящий жанр — рэп, и то он уже смешивается с мейнстримом. Музыка стала, по сути, бесплатна, музыкальных звезд стало слишком много, раньше их были десятки, а теперь тысячи, то есть, по сути, их все равно что нет. Телевидение больше не может быть трендсеттером музыкальных предпочтений. Потому что нет трендов. Поэтому телевидение вынуждено постоянно крутить одних и тех же кассовых артистов. Даже MTV как бренд больше не работает», — Александр Любимов

Став директором телеканала «ТВ-6 Москва», Иван Демидов не мог уделять столько внимания передаче, сколько раньше. «МузОбоз» стал музыкальным ток-шоу с участием гостей, ведущими шоу стали Отар Кушанашвили и Лера Кудрявцева. Затем программа была переформатирована в музыкальное соревнование, и в таком виде она выходила до 2000 г.
Mobirise