Еще не кончились 1990-е годы, а телекомпания «ВИD» уже работала фактически во всех телевизионных жанрах, продавала рекламу через собственное рекламное агентство «ИнтерВИD» и контролировала значительный объем праймтайм вещания телеканалов ОРТ и «ТВ-6 Москва». Компания могла многое и не могла только одного — остановиться в своем развитии. Освоив новостную, публицистическую, развлекательную, просветительскую и документальную территории, нужно было двигаться дальше.
И тогда компания «ВИD» занялась новым для нее художественным вещанием. Первой попыткой стал экспериментальный 10-серийный фильм «Чехов и Ко», созданный к 100-летию Московского Художественного театра. Продюсерами сериала выступили Иван Демидов и Андрей Разбаш. Зиновий Ройзман, Дмитрий Брусникин и Александр Феклистов на очень высоком для того времени уровне производства поставили 30 наиболее известных рассказов А.П. Чехова — например, первая серия включала постановки рассказов «Забыл!!», «Святая простота» и «Гость». В ролях сыграли, пожалуй, все великие актеры мхатовской школы: Александр Калягин, Олег Ефремов, Александр Феклистов, Сергей Юрский, Борис Щербаков, Андрей Мягков, Вячеслав Невинный, Ия Саввина, Алексей Баталов, Станислав Любшин.
Позже компания «ВИD» создала ряд довольно заметных жанровых сериалов. Вспомним:
• приключенческий сериал «Слепой 2» (2005 г.) продюсеров Александра Черняева и Александра Любимова с Сергеем Маховиковым в главной роли;
• военный сериал «Смертельная схватка» (2010 г.), спродюсированный Александром Любимовым и Александром Франскевичем с Владимиров Епифанцевым, Анной Тараторкиной и Александром Тютиным в главных ролях;
• криминальный сериал «Месть» (2011 г.) продюсеров Александра Франскевича и Владимира Янковского, главные роли в котором сыграли Михаил Мамаев и Александр Носик;
• боевик «Отдел С.С.С.Р.» (2011 г.) большого продюсерского коллектива с артистами Алексеем Макаровым, Олегом Фоминым, Эдуардом Мацаберидзе, Павлом Делонгом и Олесей Судзиловской;
• комедийно-драматический сериал «Барвиха» (2009–
2010 гг.), его продолжение «Золотые» (2011 г.)
• и многие другие работы.
Проекты компании «ВИD» для кино менее многочисленны, но каждый из них по-своему интересен.
• Не имевшая широкого проката комедия абсурда «Европа-Азия» (2010 г.) с участием Сергея Шнурова стала последним фильмом одного из интереснейших российских режиссеров Ивана Дыховичного и постепенно получила культовый статус.
• Российско-американский фантастический фильм режиссеров Джейми Брэдшоу и Александра Дулерайна «Москва-2017» (международное название — Branded) с участием звезд театра и кино Эда Стоппарда, Лили Собески, Макса фон Сюдова, Ингеборги Дапкунайте, Виктора Вержбицкого и Нины Руслановой был одним из лидеров российского проката в сентябре 2012 г.
• Фильм «Шапито-шоу» (2012 г.) с участием Петра Мамонова, поставленный режиссером Сергеем Лобаном, имел серьезный фестивальный успех и в общей сложности восемь номинаций на главные российские кинопремии — «Золотой орел» Национальной Академии кинематографических искусств и наук России и «Ника» Российской академии кинематографических искусств.
«Мэрилин Монро» в блондинистом парике позирует с астронавтом в оранжевом сканфандре — и тореадор закалывает медведя бандерильями. Но это еще ничего, в «Шапито-шоу» и не такое бывает.
Итак:
«Любовь»: девочка-припевочка, которая хочет быть похожей на принцессу, но не читала Борхеса, знакомится по Интернету с обладателем звучного никнейма и голоса, который на поверку ничего не хочет, оказывается лысоват, толстоват, очконосен, закомплексован и к тому же, как все мужики, козел.
«Дружба»: три товарища с ограничениями по слуху, которые хотят быть сами по себе, и не хотят быть Джозефами Мерриками , подвергают остракизму четвертого за то, что он хочет быть как все, и привел телевизионщиков к ним на глухую дискотеку. «Уважение»: молодой человек, который хочет стать Дэвидом Линчем, на дух не переносит своего отца, который уже стал Петром Николаевичем Мамоновым, но вынужден терпеть его нежданное возвращение, поскольку тот может помочь пробиться в кино.
«Сотрудничество»: несостоявшийся художник, который хочет стать Энди Уорхоллом, закладывает бесценную картину деда, чтобы устроить обреченные на провал гастроли самодеятельного певца, который хочет стать Цоем, но уже стал Джозефом Мерриком.
Герои всех новелл хотят разрешить сложившиеся конфликты и для этого по двое и группами едут в Крым. Там они, независимо от собственного желания, сталкиваются с героями соседних новелл, с усатым пионером, который хочет стать геем и шпарит наизусть из «Гамлета», и с собственно «Шапито-шоу» — прямым потомком Черного Вигвама и клуба «Силенсио».
«Смотреть все это идеально именно в перечисленном порядке, но можно и в любом — сумма не меняется. Блистательный сценарий Марины Потаповой легко было испортить топорной режиссурой, но работа Сергей Лобана сделает честь кому угодно. Фильм был готов в 2009 г. и, видимо, планировался к выпуску в 2010 г., но пролежал на полках еще два года. Достоин самого широкого проката, но не попадет в него никогда, поэтому еще раз — не пропустите», — Камилл Ахметов (из блога www.kamill.ru, 12 февраля 2012 г.).
«С Лобаном была идея как-то коммерциализировать его талант. Чтобы сохранилась самобытность, но кино стало большим. Ведь Иньярриту, Альмодовар, Нолан, Торренс Малик, Ксавье Долан снимают иногда странные вещи, но при этом делают и бизнес? К сожалению, не получилось. Сняли кино, посмотрели монтаж, и… продали другой продюсерской компании», — Александр Любимов.
Отдельная страница творчества телекомпании «ВИD» — мультипликационное производство. Компания создала мультипликационное оформление телеканала «Бибигон» (теперь «Карусель») и анимационные сериалы «Веселые мишки» (2007 г.) и «Тайна Диона» (2012 г.). С целью удешевления стоимости производства анимации компания «ВИD» запустила гуманитарный проект реабилитации заключенных — экспериментальную школу анимации на базе женской колонии № 32 в Перми.