Мы, люди европейского мира, выросли с целым рядом условностей, которые в определенных случаях направляют наше поведение даже в большей степени, чем то, на что они изначально были рассчитаны.
Например, мы читаем слева направо и сверху вниз. Таким же образом мы считываем телекадры — взгляд молниеносно перемещается слева направо. Эта тенденция усиливается также ожиданием зрителей следующего кадра, а ожидание связано с привычкой к чтению слева направо — для нас прошлое находится слева, а будущее — справа. Таким образом, правая часть кадра является зоной непосредственного внимания зрителей и тем самым — естественным центром тяжести изображения.
Чтобы создать гармоничное и сбалансированное изображение, журналист должен представить себе изображение в виде весов, груз на правой чаше которых тяжелее груза на левой. Если журналист работает с двумя одинаково крупными объектами, ему следует договориться с оператором, чтобы тот сбалансировал «картинку», переместив объекты чуть левее средней оси, ближе к левой рамке кадра. Если журналист работает с одним крупным и одним небольшим объектом, он может сбалансировать изображение, попросив оператора разместить больший объект в левой части кадра, а меньший — в правой. Оператору, разумеется, известны эти правила. Но еще лучше, если они знакомы и журналисту: тогда им проще работать вместе.
Есть и другие «объекты внимания», которые могут воздействовать на баланс телеизображения. Внимание зрителей привлекают прежде всего свет, движение объекта, крупные поверхности, краски, звук и контрастность изображения.
Толстый мужчина в сером пальто заполняет собой две трети кадра справа налево. В левой части кадра показан только тротуар. Изображение не сбалансировано: центр внимания смещен вправо.
Женщина в красном пальто проходит, что-то напевая, мимо по тротуару (изображение сбалансировано, поскольку движения женщины, цвет и звук уравновешивают большую поверхность, которую представляет собой толстый мужчина).
Сбалансированность и гармоничность изображения обычно создают наименее конфликтный акт коммуникации. Тем не менее гармоничность телеизображения не всегда достижима, а иногда и нежелательна. В определенных случаях журналист может сознательно стремиться к разбалансированности и дисгармонии, чтобы выразить хаотическое состояние чего-либо.
«Объекты внимания» используются не только для гармонизации неравновесного изображения. Они не менее важны для того, чтобы, не используя неожиданные эффекты, вызвать внимание и интерес зрителей к журналистской истории, сознательно строя гармоничное или дисгармоничное изображение с той или иной целью коммуникации.
В видеоматериале о покорении высочайшей вершины мира журналист не покажет одинокий и мертвый Эверест, а попросит оператора заснять альпиниста в желтой куртке на скальной стене.