Полевое исследование не имеет отношения к исследованию темы, о котором мы рассказывали выше. Это исследование условий и возможностей съемок. Если ваш сюжет не оперативный и есть время тщательно подготовиться, лучше всего заранее посетить предполагаемое место съемок, ознакомиться с ландшафтом, определить время съемок в зависимости от положения солнца, исследовать съемочную площадку на предмет посторонних шумов, возможного вторжения непрошеных гостей и других внезапностей. Также надо оценить степень телегеничности героев, их манеру держаться, способность выражать свои мысли. Эта предварительная работа поможет избежать неприятных неожиданностей, когда решения приходится принимать непосредственно во время съемок, что удлиняет, а иногда и удорожает проект. Кроме того, на натуре у вас включается воображение, вы лучше представляете себе видео- и звукоряд будущего сюжета.
Кроме того, полевое исследование позволяет журналисту собрать информацию, необходимую для оператора и других участников съемочной группы, если таковые у вас имеются. Еще лучше, если вся съемочная группа может выехать вместе с журналистом «в поле».
Вот список вопросов, которые должен прояснить журналист для себя и съемочной группы:
• Участники. Журналист обязан оговорить с участниками точное время и место встречи. Кроме того, он должен проинструктировать как членов съемочной группы, так и участников об условиях работы на натуре. Там холодно, шумно, это крыша многоэтажного дома, вагон метро, зал в музее, озеро в лесу — и съемочная группа, и участники съемок должны понимать условия, чтобы одеться соответствующим образом.
• Организационные вопросы. Если съемки проводятся на рабочем месте или дома у героя, перепроверьте адрес и номер телефона, подумайте о том, где парковать машины. А членам съемочной группы лучше послать инструкцию по электронной почте со всеми деталями, включая карту проезда.
• Логистика. Авиа- и железнодорожными билетами, размещением в гостинице и организацией питания занимаются обычно администратор или ассистент режиссера, а также централизованные службы телекомпаний, но в наше время с помощью смартфона это можно легко сделать самому.
• Техника безопасности и страховка. Формально это задача администратора съемочной группы, но журналист дол жен предупредить администратора об условиях на натуре. Если предусмотрен выход в море на катерах, требуется обеспечить группу спасательными жилетами, если съемки пройдут на строительной площадке — потребуются строительные каски, особый кодекс поведения существует в зонах ведения боевых действий или во время стихийных бедствий. Вы и ваша съемочная группа, если она у вас есть, должны быть в курсе правил поведения и соблюдать их.
Как правило, телекомпании страхуют жизнь и здоровье журналистов и членов съемочных групп, а также съемочное оборудование, но не всегда. Тем более помните о безопасности, если вы работаете один. К слову, страховка может покрывать не все случаи: если вы снимаете с мотоцикла или моторной лодки в шторм, то ущерб вашей аппаратуре или здоровью могут не возместить. Кроме того, всегда существует риск кражи видеотехники или насильственных действий против съемочной группы. На вас лежит ответственность определить степень риска для себя и для съемочной группы. Кроме того, мы рекомендуем сразу копировать отснятый материал после окончания съемочного дня.
• Свет. Какой должна быть общая мощность осветительных приборов? Современная видеоаппаратура позволяет снимать и при слабом освещении, но роль освещения очень важна, если журналист хочет добиться красивого кадра, показать интерьер и детали.
Профессиональное использование света на месте съемки (квартира, завод, подводная лодка) создает необходимую атмосферу и позволяет «картинке» соответствовать элементарным художественным требованиям. На практике доказано, что даже на уличных стендапах в дневное время свет, поставленный на журналиста, дает несомненно более выигрышную картинку. Правда, некоторые считают, что определенные сцены можно и нужно снимать без специального освещения. Например, съемки зимой в Испании — просто эталон качественной уличной картинки. В это время года солнце находится в зените не выше 45 градусов к горизонту и высвечивает даже крупные планы совершенно уникальным образом.
Но мы не в Испании. Постановка света в оперативных условиях займет некоторое время, отдача же оправдает затраты сил и времени. В экстремальных ситуациях (ночь, боевые действия, массовые волнения) можно взять баланс на камере со световым прибором в безопасном месте и дать команду «свет», уже выйдя на точку съемок и определив траекторию движения камеры.
• Звук. Какой использовать микрофон — радиомикрофон или ручной микрофон? Какого типа должны быть эти микрофоны? Каковы особые обстоятельства на месте съемок — нет ли поблизости аэропорта, строительной площадки, не шумят ли дети, не играет ли музыка? Как обстоят дела с акустикой, нет ли эха? Нет ли в месте съемок часов, которые могут начать бить, телефона, который может зазвонить, и т.д.?
Если есть возможность появления неожиданного шума — например, над местом съемок часто пролетают самолеты, — журналист должен запланировать запись соответствующего однородного звукового фона, чтобы впоследствии при монтаже не возникало неоправданных шумовых перепадов. Если «интершум» имеет смысловое значение, можно отдельно прописать звуковую дорожку для последующего наложения на интервью.