how to make a site for free

III. ОСНОВЫ
ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА

3. Грамматика образного языка

Mobirise
Люди думают и мечтают образами, и мозг переводит звуки и знаки устной и письменной речи в образы. Изображение — это самый непосредственный коммуникационный сигнал, оно не требует какой-либо обработки, адаптации или перевода для прямого восприятия и понимания. Именно поэтому невозможно расщепить образный язык на нечто дробное и абстрактное, как алфавит. Чтобы перевести зрительное впечатление на язык устной и письменной речи, мы используем слова и предложения, которые описывают понятия и явления.
Составные части, на которые делится видеоматериал, при желании можно сравнить с предложением, абзацем и главой литературного произведения.

КАДР

Видеоматериал состоит из ряда отдельных кадров, сменяющих друг друга, в зависимости от используемого видеостандарта, 24, 25 или 30 раз в секунду. Строго говоря, отдельный кадр состоит из двух так называемых «частичных кадров» («полукадров»), но в дальнейшем, дабы не усложнять суть дела, мы будем оперировать понятием «кадр».
Зрители не в состоянии сознательно зафиксировать отдельный кадр за одну двадцать пятую долю секунды. Они фиксируют его только в подсознании.
Для журналиста отдельный кадр вряд ли имеет большое практическое значение. Ряд отдельных кадров, снятых одной камерой без остановки (за один прием), называется планом. Обычно план длится не менее двух–трех секунд, то есть состоит не менее чем из 50–75 отдельных кадров. Вот здесь мы и можем начать разговор о наименьшей фиксируемой единице изобразительного языка.

ПЛАН 

План соответствует одному или нескольким словам, понятию, явлению или предложению в устной и письменной речи. Он представляет собой отдельное действие или описание, обычно не имеющее самостоятельного значения вне связи с целым (то есть со всем видеоматериалом).
План заканчивается в том месте, где предстоит монтаж или микширование. В монтаже непрерывную часть видео между двумя монтажными склейками называют «монтажным кадром».

СЦЕНА

Сцена соответствует абзацу в письменном языке. Она состоит из ряда планов, которые последовательно показывают действие, происходящее в одно и то же время в одном и том же месте.

План инкассатора, выходящего из патрульной машины (монтаж), план грабителей (монтаж), план руки инкассатора на рукоятке пистолета (монтаж), план директора банка, который подходит с левой стороны и с предупредительным жестом обращается к инкассатору: «Успокойтесь. Мы снимаем рекламный ролик».

Сцена может иметь самостоятельное значение и сама по себе представлять небольшую законченную модель рассказа, одновременно оставаясь частью более крупной модели рассказа.

ЭПИЗОД

Эпизод соответствует главе в письменном языке. Это единая логически завершенная часть повествования, состоящая из ряда сцен.

Сцена с инкассатором и «ненастоящими» грабителями, таким образом, представляет собой лишь одну из многих других сцен эпизода. Речь, к примеру, может идти о том, что инкассатор уже в течение длительного времени в разных местах натыкался на банду профессиональных грабителей. В предыдущих сценах, когда телегруппа также была на месте, бандитам удалось уйти от преследования. Эти сцены, действие которых происходит в разных местностях и в разное время, монтируются в одно единое по замыслу и содержанию законченное целое. Например, в историю, как преуспевающий банк делает рекламный фильм, действие которого разворачивается на фоне преступлений, совершаемых бандой грабителей. Рекламный фильм заканчивается девизом: «Кредит в нашем банке обойдется вам не дороже, чем его ограбление».

Таким образом, между сценами, из которых состоит эпизод, должна существовать причинно-следственная связь.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КАДРОВ, ПЛАНОВ, СЦЕН

Когда мы говорим или пишем, мы выбираем, в какой последовательности расположить слова. Смысл рассказываемой нами истории может решающим образом измениться, если мы заменим одно единственное слово или изменим очередность слов.

Сравните: «Журналист «подавил» интервьюируемого» или «Интервьюируемый «подавил» журналиста».

Таким же образом изобразительный рассказ укладывается в логичную грамматическую формулу. И журналист, всего лишь поменяв очередность планов, может решительным об разом изменить смысл изобразительного рассказа. 

Сцена 1: план с опечаленным премьер-министром (монтаж), план с председателем Государственной думы, ведущим доверительный разговор с лидером ЛДПР (монтаж), картина с улыбающимся премьер-министром.
Вывод: премьер-министр выступает за более тесное сотрудничество с ЛДПР.

Сцена 2: план с улыбающимся премьер-министром (монтаж), план с председателем Государственной думы, ведущим доверительный разговор с лидером ЛДПР (монтаж), план с опечаленным премьер-министром.
Вывод: премьер-министр выступает против какого-либо сближения с ЛДПР.

КРУПНОСТИ И ОБОЗНАЧЕНИЯ ПЛАНОВ

Крупность подразумевает расстояние, на котором, по ощущению зрителей, камера находится от объекта. Чем ближе расстояние, с которого воспроизводится объект, тем большая часть окружающего его пространства окажется за пределами кадра.
Крупность изменяется либо путем физического перемещения камеры — наезда или отъезда, благодаря которому происходит уменьшение или увеличение расстояния от объекта, либо без перемещения камеры, при помощи объектива с трансфокатором.
В зависимости от крупности объекта выделяют шестьсемь типов планов, в центре которых находится объект съемки, как правило — герой. В описанной классификации речь не идет о художественной съемке.

1. Дальний план: мы видим персонаж (персонажи) во весь рост вместе с окружающим его (их) пространством. В изобразительном смысле акцент делается на окружающее пространство, персонаж вторичен. Иногда выделяют также адресный или заявочный план — разновидность дальнего плана, предназначенную для обозначения места и времени действия. В настоящее время все чаще используется термин beauty shot, то есть суперобщий или дальний план местности или помещения.
Дальний план может использоваться в качестве первого («заявочного») плана начальной сцены, которая показывает зрителю, в какое время и в каком месте действует персонаж. Дальний план также неплохо работает для перехода от одного эпизода к другому. В других случаях дальний план малоприменим, так как на телеэкране или экране компьютера человек при таком размере кадра будет выглядеть величиной с муравья.

2. Общий план: показывает всего персонажа (персонажей) и ту часть окружающего пространства, которая попадает в кадр, верхняя рамка которого находится непосредственно над головой персонажа, а нижняя — сразу под его ногами. Окружение и персонаж при таком плане в изобразительном смысле имеют равное значение, если персонаж не привлекает дополнительного внимания своими действиями, не выделен специально направленным освещением, яркими красками, мощным звуковым акцентом и т.д.
Общий план, так же, как и дальний план, может использоваться в качестве заявочного плана первой сцены сюжета и в качестве переходного плана между различными сценами или эпизодами.

3. Средний план (второй средний): показывает часть фигуры персонажа с верхней рамкой непосредственно над его головой и нижней — под коленями. Окружающему пространству на таком плане отводится вторичное значение. В российском тележаргоне такой план еще называют «американским». Считается, что в вестернах в эпоху немого кино этот план был очень важным в сценах дуэлей главных персонажей — напряжение в кадре поддерживается тем, что мы видим и лица, и кобуры пистолетов героев в момент решающей схватки.
Второй средний план может использоваться как начальный план в интервью, участники которого сидят. В таком случае на переднем плане показывают плечи и голову интервьюера сзади, а на среднем и дальнем плане остается место для того, чтобы показать интервьюируемого от головы до колен.

4. Средний план (первый средний): показывает верхнюю часть туловища персонажа (персонажей), с верхней рамкой непосредственно над головой и нижней — под локтями (над бедрами).
Обычно на таком плане окружающее имеет вторичное значение.
Первый средний план используется в основном для съе мок интервью. После начального второго среднего плана камера наезжает до первого среднего плана, поскольку он дает возможность наблюдать движение рук и пальцев интервьюируемого и одновременно хорошо видеть выражение лица.

5. Молочный план: Это по сути разновидность среднего плана, которая стала популярной в последнее время при съемках интервью. По нижней границе кадр обрезает героя по грудь. Мы не видим движения рук, но очень хорошо различаем мимику героя и движения его плечей, по которым считываем его жесты.

6. Крупный план: показывает лицо и шею персонажа. Окружающее на этом плане практически не имеет значения. Крупный план часто используют, чтобы подчеркнуть нарастающее напряжение действия, к примеру, если интервьюируемый говорит что-то необычайно интересное.

7. Сверхкрупный план: показывает часть лица персонажа с верхней рамкой по волосам или надо лбом и с нижней — непосредственно под подбородком. Окружающее на таком плане отсутствует.
Сверхкрупный план используется, например, чтобы показать интервьюируемого в состоянии эмоционального подъема, однако применять его следует с большим тактом. В программах новостей этот план используют редко.

8. Деталь: показывает одну деталь внешности персонажа, например глаза. Деталью в обычных информационных сюжетах следует пользоваться очень осторожно и тактично, поскольку изображение столь эмоционально, что оно само по себе может восприниматься как пристрастный комментарий. Трясущиеся руки интервьюируемого как деталь будут отвлекать внимание от того, что говорит интервьюируемый, если только речь не идет о портретном интервью с человеком, который страдает болезнью Паркинсона или о сознательном приеме.

В оперативной работе классификация обычно упрощается: используют общий, средний, крупный план и деталь. Распространено много сленговых и профессиональных обозначений планов. Например:
• Поясной план: почти то же самое, что первый средний.
• Коленный план: почти то же самое, что второй средний.
• Двойной план: в кадре одновременно действуют два персонажа.
• Тройной план: в кадре одновременно действуют три персонажа.
• Профильный план: персонаж снимают сбоку (боковой план).
• Затылочный план (задний план): персонажа снимают сзади — например, затылок и плечи интервьюера показывают на переднем плане, в то время как интервьюируемый сидит анфас на среднем или дальнем плане, или наоборот. Задний план часто используют для перебивки, когда интервью снимается одной камерой.
Mobirise

Рисунок 4

РАКУРС

Ракурс означает положение камеры по вертикали и по горизонтали по отношению к объекту съемок. По горизонтали камера может показать персонажей спереди (анфас), сбоку (профильный план), сзади (задний план). Чаще всего камера направлена на персонажа спереди.
Использование профильного и заднего планов обычно до пустимо в коротких (2–3 секунды) планах, например, чтобы в самом начале показать зрителям, как интервьюер и интервьюируемый расположены друг по отношению к другу. Обычно зрителям показывают оба глаза персонажа до изменения плана.
По вертикали камера имеет три стандартных положения:
• Верхний ракурс: показывает ситуацию или персонажа сверху. Может использоваться как обзорная картина, а также для того, чтобы создать впечатление слабости или бессилия персонажа, подчиненности его положения.
• Средний ракурс: показывает ситуацию или персонажа на уровне глаз человека. Наиболее обычное и нормальное положение камеры в информационных видеоматериалах. Средний ракурс соответствует тому, как мы смотрим друг на друга, когда разговариваем.
• Нижний ракурс: показывает ситуацию или персонажа снизу. Такое положение камеры используется для того, чтобы создать впечатление властности и силы, могущества персонажа, или даже исходящую от него угрозу.

ДВИЖЕНИЕ КАМЕРЫ

Перемещение, или движение камеры используется как во время натурных, так и во время студийных съемок. Камера меняет положение, если изменяется объект съемки, крупность, или если снимается движущийся объект.
На телевидении используется профессиональный жаргон для обозначения разных видов движения камеры:
• «ПНР», «пан» (панорамирование): камера поворачивается вокруг своей оси влево или вправо.
• «Поехал направо», «налево» (перемещение): камера перемещается на колесной тележке (или на специально уложенных рельсах) вправо или влево.
• «Zoom» (оптическое увеличение): физически камера не перемещается, увеличение изображение (с соответствующим уменьшением угла зрения) происходит при изменении фокусного расстояния в оптической системе камеры, при этом меняется геометрия изображения. На первый взгляд это похоже на наезд камеры, но во время наезда камера физически перемещается, при этом меняется ее положение относительно предметов в кадре, а геометрия кадра не меняется.
• «Поехал вперед», «назад» (перемещение): камера перемещается вперед или назад на колесной тележке (или на специально уложенных рельсах).
• «Клони» (наклон): камера наклоняется вниз или опрокидывается вверх.
• «Кран вниз», «кран вверх» (лифт, перемещение по вертикали): камера перемещается вверх или вниз на специальной подъемной тележке-лифте или с помощью крана.

ЗАСТАВИТЬ ЗРИТЕЛЕЙ ПОКИНУТЬ СВОИ КРЕСЛА

Когда произошел путч 1991 г., было понятно, что программу «Взгляд» в ее классическом виде скоро предстоит закрыть. Все, что было хорошего во «Взгляде», «взглядовцы» разделили на несколько частей — функцию «Взгляда» в новом обществе фактически выполняли несколько разных программ, которые по-разному освещали новые тенденции — и прорастающую коррупцию, и условия жизни обычных людей, фактически брошенных своим правительством, и современную музыку. Программу-расследование «Политбюро» вел Александр Политковский, программу политических дебатов «Красный квадрат» вел Александр Любимов, новую музыкальную программу для молодежи «МузОбоз» — Иван Демидов.
Разделение, или точнее, разветвление популярной некогда программы произошло в соответствии с законами развития рынка. В конце 1980-х гг. одни ждали от «Взгляда» острых политических комментариев, правдивой и оперативной информации, убойных сюжетов, других интересовала только музыка — именно «Взгляд» впервые показал стране «НаутилусПомпилиус», «ДДТ» и «Аквариум». Старая программа и ее ведущие были универсальны. Но рынок диктовал узкую специализацию. Каждый стал делать то, что у него получалось лучше всего. И если бы «Взгляд» не был единой командой, разделение могло привести к развалу отдельных проектов и компании в целом. Как известно, этого не произошло.  
Первым большим достижением телекомпании «ВИD» как производящей студии стало технологичное производство еженедельной программы значительно меньшими ресурсами, чем это было в эпоху Молодежной редакции Центрального ТВ. «Взгляд» верстался из заранее смонтированных сюжетов, музыкальных клипов и интервью с гостями программы, которые шли в прямом эфире. Уже тогда «взглядовцы» экспериментировали с ток-шоу. Следующим достижением было производство еженедельных телеигр («Поле чудес», «L-клуб») и ток-шоу («Тема», «Красный квадрат»), которые выходили в записи. Затем компания научилась производить ежедневные «линейки» интервью («Час-Пик», «Здесь и Сейчас») и даже телеигр («Угадай мелодию»), которые также шли в записи. Все эти новые форматы появлялись в стране впервые. 
Новые форматы, новые объемы производства требовали полной перестройки традиционной модели работы. Для перехода на индустриальную модель сами «взглядовцы» стали продюсерами, увеличился штат журналистов-редакторов — не для работы в кадре, а для работы с информацией. Так начиналась новая культура телевидения. 

«Влад Листьев всегда позиционировал себя несколько аполитично. Но ему невероятно хорошо удавалось говорить на житейские темы. И хотя гости в наших программах иногда пересекались, мы говорили с ними по-разному. Если ко мне в студию придет Анатолий Чубайс, я, конечно же, начну его прессовать на тему приватизации. А если он приходил к Владу, тот его раскрывал совершенно по-другому, с человеческой стороны. А зрителя может заинтересовать как моя «версия» Чубайса, так и «версия» Листьева... Конечно, некоторое лукавство в этом было. В нашей стране политиков воспринимают как звезд. Это немного странно. Вроде бы они просто наняты гражданами для управления страной, но вот так воспринимает их зритель. Мы это быстро поняли и стали приглашать политиков в более «мягкие» форматы: «Тема», «Человек недели». В наше время известность вообще переродилась в новое понятие — медиавес. Чем больше человек мелькает на экране, тем чаще его хотят приглашать редакторы программ. И зритель, к сожалению, не отличает известность, скажем, Андрея Кончаловского или Бориса Гребенщикова — настоящих талантов нашей страны, от назначенных чиновников, которые регулярно появляются в новостях», — Александр Любимов

Народную программу «Тема» взял на себя Владислав Листьев. Принципиальная новизна «Темы» заключалась в том, что в ней говорили обо всем, что может быть близко людям — принципиально обо всем, кроме политики. Благодаря «Теме» в эфире появились такие герои, каких никогда не показывали по телевидению, — просто люди, которые рассказывали про свою жизнь, про свой бизнес, про воспитание детей, про еду, про путешествия, про развод, про внешность, про психологические комплексы, про обман вкладчиков... Это было очень новаторское шоу, ведь никто не знал, как делать такой формат. Программа приобрела невероятную популярность, социологические опросы показывали двукратный отрыв «Темы» от «Поля чудес».

«Я не вижу никакой параллели между «Темой» и многочисленными современными постановочными шоу о человеческих пороках. Удержать аудиторию у экрана проще всего, если сладострастно воспевать пороки. У ведущих таких шоу нет цели выслушать героя и что-то узнать. Их цель — максимально поднять градус дискуссии. Но эра телевидения, которое эксплуатирует низменные рефлексы зрителя, психологически подавляя его, возбуждая в нем эрзацчувства, кончилась. А ниша шоу о простом человеке с простыми проблемами остается свободна», — Александр Любимов

Первая и самая главная стадия работы над шоу «Тема» — отбор героев. Источниками информации были заметки в газетах, разговоры с людьми, даже слухи. Из этих обрывков информации появлялись герои «Темы», но у них не было никакого опыта работы с аудиторией и тем более — выступлений на телевидении. Влад Листьев как яркий журналист умел разговорить людей, «вытащить» из них главное, но больше двух шоу за одну смену записать было невозможно.

«Выбор ведущего, его дальнейшая судьба, его звездность — это тайна. Когда мы пригласили молодого малоизвестного артиста Сергея Бодрова стать соведущим «Взгляда с Александром Любимовым», никто в него не верил, я и сам сомневался. Но это сработало, он стал звездой поколения, звездой 90-х. Это чудо, и никто не знает, как его репродуцировать... Дмитрий Крылов — человек за кадром — рассказывает про какие-то страны, казалось бы, тоска смертная. Но его уникальная интеллигентность работает. Причем в проекте «Телескоп» про телевидение, который мы с ним придумали, это не сработало, а про туризм, то, что он делает в «Непутевых заметках» — работает... Покойный Сергей Супонев был уникален, он общался с детьми так, как никто до сих пор не умеет, а ведь сейчас бум детских шоу... Николай Николаевич Дроздов, его тема — про животных, магия, которую излучает его голос... Покойный Виталий Яковлевич Вульф, который в шоу «Серебряный шар», просто рассказывал истории о великих артистах, сидя в кадре, без действия, без драматургии, без редакторской работы, просто личность в кадре... Это тайна», — Александр Любимов

Спустя два года Листьев ушел в программу «Час пик», и телекомпания решила испытать другой образ ведущего — в программе появилась Лидия Иванова с нарочито акцентированным имиджем простой русской женщины. Она продержалась в эфире менее года, ее сменил молодой журналист Дмитрий Менделеев, из которого компания «ВИD» пыталась сделать телезвезду, аналогичную покойному Листьеву. Но за полтора года новому ведущему не удалось стать запоминающимся персонажем, и последним ведущим «Темы» стал известный режиссер и шоумен Юлий Гусман, который вел «Тему» более трех лет. Когда Гусман ушел в собственное шоу, «Тема» закрылась.

«Открытием и «ВИDа» и Влада было то, что они с самого начала знали, что интереснее представлять не какую-то одну, а разные точки зрения. Тем более, что это было органикой Листьева, который никогда никого не продавливал, никому ничего не навязывал и не предъявлял, стараясь создать объемную картинку мира», — Сергей Ломакин

«ПОЛИТБЮРО»

Непосредственно из «Взгляда» вышло шоу журналистских расследований «Политбюро». «Взглядовцы» считали, что если пришла новая власть, то должно прийти и новое телевидение, которое эту новую власть будет критиковать. Программа расследовала, например, то, как бывшие спортсмены идут в криминал, как идет торговля российским оружием через ближнее зарубежье. «Политбюро» первым рассказало о всех перипетиях отношений с мятежным Джохаром Дудаевым — задолго до начала войны в Чечне.

«Политбюро» делало новое поколение журналистов, которых мы пригласили к нам на работу в период «Взгляда из подполья». Дима Сычев, Андрей Калитин, Миша Маркелов и другие… Именно на их плечах держалась эта программа. Все они выросли в самостоятельных ярких журналистов-расследователей. «Политбюро» было единственной в своем роде программой, где в то время говорили и спорили о просчетах новой российской власти», — Александр Любимов

Mobirise