«Невозможно ничего предугадать. И невозможно понять зрителя. Всегда стараешься делать на «пять», но зритель сам ставит оценки. Как-то в «Здесь и сейчас» моим гостем был генеральный секретарь НАТО Робертсон. Телемост из Брюсселя, две минуты до эфира. На одном мониторе Катя Андреева делает последнюю подводку к сюжету во «Времени», на другом — Робертсон заходит в студию в Брюсселе. Его гримируют. Микрофоны включены. Мы здороваемся, проверяем прохождение звука и видео по каналам связи. Все отлично. Катя прощается. Заставка. Я здороваюсь, представляю Робертсона, задаю вопрос, а он не слышит. Мы его слышим, а он нет.
Пару минут мы еще боремся, я повторяю вопросы. Но ничего. Вдруг в кадре Робертсону дают мобильный телефон. Наконецто что-то получится! Я продолжаю задавать вопросы, но он кряхтит в трубку, что-то говорит своим помощникам, но меня он не слышит. Агония продолжается 10 минут. А это, поверьте, на телевидении очень долго. Так и не поговорили. 10 минут задавал вопросы. Вышли из эфира. Усталый и измученный, конечно, знаю, что зритель обожает наблюдать ведущих в таких ситуациях. Но это первое ощущение. А потом поймут, что хоть и занятно, но абсолютно зря провели время, и забудут. Сижу в гримерке. И вдруг шквал звонков на мобильник. Кажется, позвонила половина сотрудников МИД РФ. Все, с кем я знаком. «Саня, кто же у вас такие гениальные сценарии придумывает!!! Ведь это же квинтэссенция нашего диалога с НАТО. Мы им задаем вопросы про приближение к нашим границам, про Прибалтику, противоракетную оборону, а они нас не слышат!!! Вот так трудно иногда понять нашего телезрителя», — Александр Любимов
«Одних ведущих можно заменить, даже уникальных, других — нельзя. Вот давайте сравним. Каким-то чудесным образом уже почти полвека удается поддерживать программу «В мире животных» — сначала ее вел Александр Михайлович Згуриди, затем Василий Михайлович Песков, потом он постепенно стал передавать программу Николаю Николаевичу Дроздову, который ведет ее уже сорок лет, но и у него теперь появился соведущий... Эти люди так влюблены в животный мир, так умеют передать эту любовь зрителям, что в результате получается особое авторское прочтение. Их трудно заменить. Но ведь меняли. А некоторых заменить невозможно. Более сорока лет существовал «Клуб кинопутешествий», в последнее время — «Клуб путешественников». Более тридцати лет его вел Юрий Александрович Сенкевич, и после его смерти программу пришлось закрыть. У него был образ совершенно уникального человека...» — Александр Любимов
«Стул — это секретное оружие ведущего. Не доверяйте продюсерам, художникам-постановщикам или операторам. Стул — это вы в кадре. Я люблю очень неудобные стулья для себя и для гостей. Потому что тогда мы выглядим подтянутыми в кадре и ведем себя бодрячком. Мягкая мебель расслабляет. И еще расстояние до гостя — чем оно меньше, тем откровеннее и эмоциональнее разговор», — Александр Любимов
«Со временем начинаешь чувствовать камеры. Уже даже не надо ловить включенные над камерами лампочки, чтобы понять, какие из них сейчас в эфире. Не смотришь и в служебный монитор. Как-будто ты срастаешься с режиссером и между вами начинается соперничество. Ты — ведущий, но сам монтируешь программу в эфире. Например, хочешь сейчас свой крупный план, вот и смотришь в камеру крупного плана, и режиссер, даже если не понимает твоего замысла, в какой-то момент вынужден включить именно эту камеру, твой крупный план. Выбор-то у него небольшой, альтернатива — это крупный план гостя. Но он же не может оставаться на госте вечно. А на остальных планах ведущий почему-то смотрит в сторону от героя. Как такое показать?» — Александр Любимов