Монтаж звука остается незаметным, поскольку он «скрывается» изображением, но перебивочные кадры необходимы, чтобы «скрыть» склейки при монтаже изобразительного материала, тогда монтаж вызовет у зрителей ощущение логичного и непрерывного действия.
Некоторые типы перебивочных кадров одновременно сообщают дополнительную информацию об интервьюируемом или о теме его выступления. Такие кадры не обязательно снимаются на площадке — их можно взять в архиве.
Заметим сразу, что скрыть неудачные склейки можно и без перебивочных кадров. Для этого можно использовать монтажный переход через наплыв или затемнение — но тогда нужно, чтобы на всех монтажных стыках видеоматериала использовался один и тот же прием. В качестве эксперимента можно попробовать спецэффекты типа «снега», быстрой перемотки, той же вышеупомянутой «вспышки» и т.п.
«Слушательные» кадры
По окончании съемки интервью журналист просит интервьюируемого задержаться в кресле еще на несколько минут. Наступило время съемок перебивочных кадров, которые называются «слушательными». Это «обманные кадры», снятые после интервью, но которые могли бы быть сняты второй камерой, если бы она была. На «слушательных» кадрах могут фигурировать как интервьюируемый, так и журналист. Так же, как и другие перебивочные кадры, «слушательные» кадры снимаются для того, чтобы прикрыть грубые монтажные стыки изобразительного материала.
Другие применения «слушательных» кадров:
• «Слушательные» кадры с интервьюируемым используются, когда журналист хочет прервать слишком долгий ответ новым вопросом.
• «Слушательные» кадры с журналистом нужны, чтобы сократить ответ интервьюируемого.
• Журналист может использовать «слушательные» кадры с самим собой, чтобы варьировать ход интервью и сообщить зрителям, кто ведет интервью, как он выглядит и как располагается по отношению к интервьюируемому. Возможно, на «слушательных» кадрах журналист изобразит гримасу недоверия, иронии или страха, и тогда одна эта гримаса может изменить отношение зрителя ко всему интервью и к герою.
«Слушательные» кадры с интервьюером
Чтобы снять «слушательные» кадры с интервьюером, оператор перемещает камеру за спину интервьюируемого. С этого места он может дать задний план интервьюируемого, а интервьюера показать спереди. Монтажер впоследствии накладывает смонтированный звук исходного интервью на немую «картинку», и у зрителя — если он не будет слушком придирчив — сложится впечатление синхронного соответствия звука движениям персонажа.
Если же у интервьюируемого нет времени снимать «слушательные» кадры, интервьюеру придется довольствоваться съемками перебивочных кадров, изображающих его самого, то есть без кадров заднего плана интервьюируемого.
Если у вас нет особого замысла, то не следует переигрывать с мимикой и жестикуляцией. Поднятые брови, широкая улыбка и чересчур подчеркнутый кивок производят впечатление неестественности, особенно на крупных планах. С другой стороны, не следует сидеть с каменным лицом. Выражайте сдержанно дружелюбный интерес, порой слегка кивая.
«Слушательные» кадры с интервьюируемым
«Слушательная» картинка интервьюируемого снимается быстрее, поскольку камеру не нужно для этого перемещать с исходной позиции, в крайнем случае ее отодвигают чуть в сторону, чтобы обозначить движения губ. В результате интервьюер будет снят сзади, а интервьюируемый — спереди. Единственная задача интервьюируемого состоит в том, чтобы сохранять вид заинтересованного слушателя.
Однако журналист обязан позаботиться, чтобы интервьюируемый сохранял то же настроение, в котором он находился во время съемок исходного интервью. Если в интервью шел серьезный разговор, нельзя, чтобы во время съемок перебивочных кадров интервьюируемый вдруг расплылся в улыбке.
«Вопросительные» кадры
Третий тип перебивочных кадров представляет собой вариант двух предыдущих, однако их следует записывать вместе со звуком. Камера и в этом случае располагается позади и чуть в стороне от интервьюируемого; «картинка» показывает интервьюируемого с затылка на переднем плане, а интервьюера — спереди на среднем или заднем плане. В кадрах этого типа интервьюер повторяет свои ключевые вопросы. Затем они монтируются к окончательному варианту для сокращения исходного материала или для создания разнообразия, если материал окажется монотонным.
В таком случае при просмотре окончательного варианта монтажа создается впечатление, что интервью снимали двумя камерами. «Вопросительные» перебивочные кадры — самые красивые и динамичные в интервью.
Золотое правило заключается в том, что если в первом плане интервью герой смотрит справа налево, то журналист должен смотреть слева направо, а камера в течение интервью не пересекает ось между интервьюируемым и интервьюером.
«Внутренние» и «внешние» перебивочные кадры
«Внутренние» (cut in) и «внешние» (cut out) перебивочные кадры нужны, с одной стороны, чтобы дать свободу маневра при монтаже, а с другой стороны — чтобы выделить определенные содержательные элементы интервью. Такие кадры можно взять из исходного материала или снять дополнительно.
«Внутренние» перебивочные кадры показывают те или иные элементы изобразительного материала исходника.
Для интервью с писателем, только что выпустившим новую книгу: крупный план книги, снятый во время или после съемок интервью.
«Внешние» перебивочные кадры показывают элементы, не входящие в изобразительный материал исходника. Для интервью со специалистом по борьбе с городским шумом: проезжающий за окном громыхающий поезд.
«Тюльпанные» кадры
«Тюльпанными» кадрами называют кадры, которые не имеют отношения к содержанию или теме интервью и отражают лишь случайные впечатления от той среды, в которой происходит интервью («тюльпаны на подоконнике»). На наш взгляд, такие кадры не только не нужны, но и создают ничем не мотивированные «мертвые» пассажи в изобразительном материале и тем самым мешают коммуникации.