best free website templates

V. СРЕДСТВА ВИЗУАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1. Свет

Mobirise
У света две основные задачи:
1. Сделать объект видимым для зрителя — отразить для зрителей то, как он выглядит в действительности.
2. Показать зрителям «образ» объекта — дать «картинку», создающую настроение, располагающее зрителей к тому, чтобы начать внутреннее толкование характера объекта.
Свет, как и звук, обладает эффектом создания впечатления, описывающим окружение и среду, в которой существует и действует объект.

СЪЕМКИ В ПОМЕЩЕНИИ С ИСКУССТВЕННЫМ ОСВЕЩЕНИЕМ

В студии или в другом месте, где отсутствует естественный дневной свет, применяют два основных способа освещения:
• Свет прожектора из одной точки.
• Свет заполнения, источником которого является светящаяся поверхность.
Свет прожектора — резкий и ограниченный по площади. На самом объекте и на его фоне он образует «ударные» (жесткие) тени.
Свет заполнения — более слабый, он захватывает широкую область, дает менее заметные и более мягкие тени на объект и его фон.

ТРЕХТОЧЕЧНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ СВЕТА

При съемках одного объекта — как на натуре, так и в студии — в основном пользуются трехточечным расположением источников света. В студии световые приборы, как правило, располагаются на потолке, при съемках на натуре их размещают на различных стойках и штативах. При съемках на натуре приходится размещать источники света не совсем так, как при съемках в студии, чтобы подставки не попали в объектив камеры.
Трехточечный способ размещения источников света в обеих ситуациях выглядит следующим образом:
• Прямой (главный) свет (прожектор).
• Контровой (задний) свет (прожектор).
• Заполнение.
Источником прямого или главного света является мощный прожектор. Он размещается наискосок напротив от объекта с той стороны камеры, где нет журналиста. Прямой свет выделяет характер персонажа, подчеркивая детали лица, но одновременно он дает слишком резкую тень вокруг глаз и носа.
Если прямой свет располагается слишком высоко по отношению к объекту, надбровные дуги оставят глаза героя в темноте, а очки интервьюируемого будут отбрасывать тени на его щеки. Эта проблема решается очень просто: прямой свет размещается ниже. Если пользоваться только прямым светом, он к тому же может дает резкие тени на задний план, что иногда создает особую атмосферу в сцене.
Источником контрового света является, как правило, прожектор, мощность которого вдвое меньше мощности прямого света. Цель применения контрового света состоит в том, чтобы выделить объект на фоне заднего плана.
Источник света заполнения, слабо освещающего большую поверхность, располагается перед объектом — но по другую сторону от камеры в отношении прямого света. Заполнение помогает осветить остальную часть лица и смягчить контрасты. Свет заполнения, сбалансированный с прямым и контровым светом, дает возможность при необходимости подчеркнуть детали лица. Однако свет заполнения не должен быть слишком мощным, чтобы не «смыть» те характерные черты, которые выделены прямым светом.
При слишком мощном источнике заполнения возникает еще и опасность столь полного смывания тени, что «картинка» лишится глубины и изображение окажется слишком плоским.
В идеальном варианте при трехточечной позиции прожекторы размещаются над объектом таким образом, чтобы свет падал на него под углом 45°. Ниже других должен располагаться источник света заполнения, чтобы сглаживать тени в глазницах и под подбородком. Однако оператор и осветитель не смогут правильно расставить источники света, если не согласуют с журналистом и режиссером изменение расположения камер в течение съемок. Расстановка осветительных приборов должна быть согласована со схемой расстановки камер, иначе группа рискует испортить все съемки. При перемещении камеры без соответствующего изменения расстановки источников света заполнение может неожиданно стать, например, прямым светом, и тогда часть лица, наиболее близкая к камере, будет смыта, а другая окажется покрыта резкими тенями.

ЧЕТЫРЕХТОЧЕЧНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ

Если трехточечную позицию дополнить еще одним источником контрового света, мы получим четырехточечное расположение. Дополнительный источник контрового света размещается прямо напротив источника света заполнения и делает возможным перемещение камеры из позиции «половина шестого» в позицию «десять часов». В последней позиции дополнительный контровой свет будет выполнять функцию заполнения, препятствуя затемнению правой стороны лица героя.
Простое размещение источников света при съемке нескольких объектов
При съемке беседы двух персонажей для каждого из них устанавливается своя трехточечная система освещения. Комбинируя две трехточечные системы, осветитель может решить свою задачу с одним общим или одним дополнительным источником заполнения. Это происходит следующим образом: прямой свет на персонаже А одновременно является контровым светом на персонаже Б, а прямой свет на персонаже Б — контровым на персонаже А. Источник заполнения размещается слева от камеры 2 и освещает персонаж Б. Дополнительный источник заполнения размещается слева от камеры 3 и освещает персонаж А. Камера 1 используется лишь для съемки начальной сцены и перебивок.

ДЕКОРАТИВНЫЙ СВЕТ

Задача декоративного освещения — описать среду или настроение, в которых происходят съемки. Для декоративного освещения используется отдельная схема работы осветительных приборов — один или несколько прожекторов, освещающих задний план. Это нужно для того, чтобы сделать освещение объекта съемок, заднего плана и декораций независимыми друг от друга. Такое решение создает особое настроение в кадре, если освещение декораций слегка приглушено. Если дополнительное декоративное освещение на площадке отсутствует, то источник заполнения приглушать нельзя, потому что это разрушает выстроенные планы героев.
Другим преимуществом автономного декоративного света является возможность так менять характер декорации, что меняется и характер помещения, где происходит интервью. Комбинируя свет и тень в помещении можно создать эффект съемок, например, в тюремной камере или в церкви. Ну а если в монтаже добавить органной музыки или эффект звукового резонанса, то иллюзия будет полной.

НАТУРНЫЕ СЪЕМКИ ПРИ ДНЕВНОМ ОСВЕЩЕНИИ

Сплошная облачность создает наилучшие условия при натурных съемках. Облака приглушают резкость солнечных лучей и обеспечивают однородное неяркое освещение объекта. Естественный свет в облачный день выполняет ту же функцию, что заполнение при съемках в студии.
При переменчивом освещении, когда отдельные облака временами закрывают солнце, появляются дополнительные трудности, поскольку снятые в разном режиме освещенности куски сцены необходимо монтировать в однородный в световом отношении сюжет. В такой ситуации журналисту приходится снимать либо только при солнечном свете, либо в те моменты, когда солнце закрыто большими облаками.
Самые большие трудности возникают, когда снимать приходится при безоблачном небе и ярком солнечном свете. Ниже приводим некоторые правила, знание которых необходимо журналисту для того, чтобы не провалить съемки и правильно взаимодействовать с видеооператором.
1. Снимайте по солнцу, а не против солнца. Если оператор снимает против солнца, объект на экране будет выглядеть как силуэт — у интервьюируемого, к примеру, окажется затемненное лицо. Если оператор по каким-то причинам вынужден снимать против солнца, например, если речь идет о репортаже, когда сама ситуация определяет съемочное направление камеры, снимать объект следует как можно более крупным планом. Одновременно можно подсветить объект с помощью отражателя. Есть профессиональные складные отражатели, почти не занимающие места в багаже съемочной группы, но можно воспользоваться и подручными средствами, например, куском белого картона. Наконец, подсветить объект можно и с помощью лампы или иного осветительного прибора с автономным питанием. Специальные лампы такого типа называются «солнечными пушками (sungun), они используются для противодействия эффекту силуэта.
2. Избегайте снимать объект на белом или светлом фоне. Если оператор снимает на белом или светлом фоне, объект превратится в силуэт. Если такого направления съемки избежать невозможно, снимайте объект крупным планом, чтобы на экране было видно как можно меньше фона.
3. Используйте отражатель для смягчения ударной тени. Сильный солнечный свет дает резкие тени. Если оператор снимает по солнцу, естественное освещение выполняет ту же функцию, что и прямой свет в студии. В такой ситуации тени можно смягчить с помощью отражателя, расположив его на месте заполнения.

НОЧНЫЕ СЪЕМКИ

При ночных съемках в некоторых ситуациях можно удовлетвориться светом костра или автомобильных фар. В конце концов, воспользуйтесь зажигалкой, светом из окна или уличным фонарем. Эти источники освещения естественны и могут использоваться для того, чтобы подчеркнуть настроение на натуре. Тем не менее в большинстве случаев, когда речь идет о ночных съемках, необходимо иметь искусственные источники света.
Если интервьюируемый освещается с помощью «солнечной пушки», и камера, и источник света должны располагаться как можно ближе к персонажу прямо за камерой или сбоку от нее. Лампа не в состоянии осветить персонаж надлежащим образом, если она находится слишком далеко от него. Кроме того, если интервьюируемый и репортер не видят камеры и не понимают, где она находится, это нервирует их обоих.
Можно использовать привезенные с собой световые приборы вместе с искусственными источниками света, находящимися на натуре. Если этого недостаточно, оператору, ассистенту и журналисту следует позаботиться об улучшении условий освещенности. Можно, к примеру, усилить мощность автомобильных фар (дать дальний свет), можно также переместить объект ближе к источнику света.
Съемочная группа может воспользоваться, например, светом витрин в дополнение к свету лампы — тогда свет от витрин будет работать как заполнение на объект, а лампа — как прямой свет.

КОМБИНИРОВАННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ДНЕВНЫХ СЪЕМКАХ

Телекамера может реалистично воспроизвести либо дневной, либо искусственный свет. Когда съемки проводятся только при естественном или только при искусственном освещении, камеры настраиваются на выполнение задачи путем взятия баланса. Перед началом съемок оператор просит журналиста подержать перед объективом камеры кусок белого картона. Одновременно оператор подключает автоматическую систему контроля баланса белого самой камеры, и она сама выбирает температуру света, которую будет воспринимать как белую в процессе интервью.
Автоматическая система баланса белого работает так, что самые яркие фрагменты кадра записываются камерой как нейтрально-белые, а все остальные цвета корректируются в зависимости от этого. Но в сложных условиях, когда яркий цвет не является белым, кадр имеет искаженную цветопередачу. При комбинированном освещении часть заднего плана может, например, находиться под естественным освещением, а часть объекта — под искусственным. Если оператор установит «баланс по белому» в отношении естественного освещения, часть объекта окажется неестественно красной. Если же оператор установит баланс по белому в отношении искусственного освещения, часть объекта окажется голубой.
Решение проблемы состоит в том, чтобы «обмануть» камеру и «заставить» ее работать в режиме только дневного или только искусственного освещения. На практике это достигается путем установки голубого фильтра перед источником искусственного освещения или оранжевого — перед окном. 

ТЕМПЕРАТУРА ЦВЕТА

Чтобы «обмануть» камеру и получать реалистичное изображение в любой ситуации, необходимо понимать, как на камеру воздействуют различные источники света. Иными словами, узнать, в какой степени источники света «голубят» или «краснят» белое. Об этом вам с превеликим удовольствием расскажет ваш оператор.
Ясное голубое небо камера «воспринимает» как очень голубое, обычный искусственный свет — как красный, а свет свечи — как очень красный. Это так называемая шкала температуры цвета, измеряемая в градусах Кельвина. Чем больше градусов Кельвина, тем больше в цвете голубого, чем меньше градусов Кельвина — тем больше красного.
Хотя человеческий глаз не столь чувствителен к разнице голубого и красного оттенков, как камера, мы все же ощущаем, что белое не всегда имеет один и тот же оттенок. Например, снег камера фиксирует более голубым, чем видит человеческий глаз, но именно это передает зрителю чувство холода. То же самое с пламенем свечи. Ощущение тепла создается красным оттенком (низкая температура цвета). Ниже дается соответствие температур цветов некоторых источников света:
• Ясное голубое небо: 10 000 K и выше (доминирует голубой).
• Небо в легкой дымке: 8000 K (доминирует голубой).
• Обычный солнечный свет: 5400 K (доминирует голубой).
• Искусственный свет: 3200 K (доминирует красный).
• Лампа накаливания: 2800 K (доминирует красный).
• Свеча: 1000 K (доминирует красный).
В современных цифровых монтажных системах вовсю используется цветокоррекция. Достаточно изменить коэффициенты в нужных цветовых каналах и, например, добавить синего, и картинка будет более естественной.
Mobirise