portfolio site templates

V. СРЕДСТВА ВИЗУАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

3. Графика

Mobirise
Очень часто журналисты сталкиваются с трудностями, когда занимаются историями, которые носят слишком абстрактный характер. Возьмем, к примеру, следующий текст:
«По данным Росстата, инфляция по итогам апреля составила 0,3 и 4,1% к апрелю предыдущего года. За первые десять дней мая инфляция составила 0,1%. Минэкономразвития считает, что если курс рубля останется на текущем уровне, то инфляция на конец года может опуститься до 2,9%».
Ну и как сделать такой текст доходчивым? А ведь речь идет об очень важной для зрителя теме.
Помочь может графика. Нарисованные денежные мешки и нехитрая анимация, снабженные закадровым текстом, сделают этот текст более понятным, чем выступление на камеру.

ГРАФИКА ПРОБУЖДАЕТ ВООБРАЖЕНИЕ

Графика нужна, чтобы упростить и конкретизировать сложный для восприятия материал. Графика помогает, когда нужно рассказать о вещах, которое чисто физически невозможно снять камерой.
Карта погоды, используемая в программах новостей, представляет собой прекрасный пример того, как графика может заменить любые реальные фотографии Земли из космоса.

ГРАФИКА В РОЛИ СОЗДАТЕЛЯ ОБРАЗА

С помощью графики можно конкретно выразить такие абстрактные вещи, как образ. Логотип телепрограммы — это образ того, что после заставки предстоит увидеть зрителю. Графика (одежда) телеканала — это образ, который должен создавать у зрителя целостное восприятие канала. Подумайте, почему «Первый канал», как правило, использует в графике небо в облаках, а «Россия — 1» — российские пейзажи.
Дизайн — важнейшая часть современных медиа. Дизайн на экране можно сравнить с дорожными знаками. Логотипы, заставки программ, титры — это система навигации, которая помогает зрителю быстрее ориентироваться в происходящем на экране, как дорожные знаки помогают водителю двигаться по трассе.

ГРАФИКА В РОЛИ ПОМОЩНИКА ЖУРНАЛИСТА

Невозможно удержать внимание зрителей, устно представляя участников сюжета с упоминанием их должностей и регалий. А в рамках сюжета это просто невозможно, поэтому пользуйтесь субтитрами.
Герои сюжета субтитрируются, чтобы зрители сразу поняли, кто с ними говорит с экрана. Хороший тон — размещать субтитры при каждом появлении героя, если, конечно, он не появляется в сюжете через каждые 10 секунд. Кроме того, важно определить момент, когда субтитр появится на экране. Наиболее очевидное решение в том, чтобы представить героя аудитории в тот момент, когда он начинает говорить. А если это самая важная и самая эмоциональная часть его выступления? А если при первом появлении он находится в кадре всего 2-3 секунды? Субтитры и графика в целом не должны разрушать построенный в сюжете язык коммуникаций, не разрушать построенный эмоциональный мир и не отвлекать от смысла происходящего. В сюжетах программ новостей различают два основных типа субтитров:
• Нижние субтитры: дают информацию об интервьюируемых, а также представляют репортера, когда он говорит за кадром (возможно) или в кадре. Служат также для перевода иностранного текста.
• Верхние субтитры: дают информацию об иностранных интервьюируемых, если в нижней части экрана идет перевод их текста, обозначают место происходящих событий (геотитр), обозначение «архив», если используется архивный материал, возможно, дату. Также верхние титры используются, если в нижней части кадра идет текст для слабослышащих.
Важно помнить, что не любой шрифт удобен для чтения с экрана.
• Используйте крупные шрифты.
• Ограничивайтесь несколькими информативными предложениями, по форме и содержанию напоминающими газетные заголовки.
• Выводите на экран как можно меньше строк письменной информации за один раз. 

КАК ДЕЛАЕТСЯ ГРАФИКА

С приходом в видеопроизводство мощных современных компьютеров в этой сфере деятельности произошла настоящая революция. Как правило, в любой редакции существует свод правил для выпускающих программу в эфир бригад или для режиссеров монтажа, которые делают окончательную версию программы и сдают ее телеканалу. Стоит изучить эти правила и наладить отношения с дизайнерами. Надо уметь ставить им задачу таким образом, чтобы выполнить ее было возможно с точки зрения существующего дизайна программы и успеть графику произвести до выхода сюжета в эфир. Также необходимо понимать, что каждая секунда компьютерной графики — это большие затраты человеческого труда, времени и в конечном счете денег из бюджета программы.
Кроме того, надо понимать следующее:
• Как бы красноречиво вы ни описали вашу идею, дизайнер может понять ее по-своему, и окончательный вариант — продукт его фантазии — вас не устроит. Лучше нарисуйте собственный эскиз, даже если у вас было «два» по рисованию в школе.
• Дизайнер может не сообразить, как выразить ваш текст в виде рисунка, чтобы идея стала понятна зрителю. Дизайнер живет в мире собственных фантазий, социум в привычном для вас виде в его сознании выглядит совершенно иначе. Смысл диаграммы, рисунка, карикатуры, анимации — это забота журналиста.
• Рисунок создать намного сложнее, чем диаграмму, график или таблицу.
• Трехмерная анимация сложнее в производстве, чем двухмерная.
В архиве отдела дизайна всегда существуют заготовки, библиотеки фотографий и рисунков, вышедшие ранее в эфир графические элементы. Если вы познакомитесь с этим архивом, возможно, вы быстрее нащупаете художественное решение, которое вас устроит и сможете выразить его в ТЗ — «творческом задании». Профессиональные дизайнеры не работают без такого документа. Шаблон документа может быть разным, но вам предстоит формализовать вашу идею письменно в строгом соответствии с этим шаблоном, иначе художник-график вряд ли возьмется за работу. 

ЗНАКОГЕНЕРАТОР

Современные студии оснащены мощными компьютерными серверами, которые могут генерировать очень сложные графические элементы даже в прямом эфире. Графические станции существуют на любой вкус и цвет, но правила использования графических элементов не изменились: либо графика накладывается на изображение, которое поступает на пульт ассистента режиссера непосредственно в студии, либо заранее заготовленные графические элементы представляют собой отдельные самостоятельные кадры программы.
В первом случае речь идет о знакогенераторе (character generator). В аппаратной находится графическая станция (знакогенератор, компьютер), в который перед выходом в эфир программы, заводятся все титры и иные элементы, которые предстоит наложить на изображение в процессе эфира. В верстке или сценарии программы до эфира ассистент по титрам обозначает места, где титры должны появиться. Характер-генератор используется для вывода на экран субтитров, бегущей строки, геотитров, телефонных номеров и подобных простых элементов.
Выпускающие бригады не любят рисковать с наложением сложных графических элементов в прямом эфире. Ведь чем сложнее элемент, тем больше он «весит», то есть занимает больший объем памяти внутри сервера или самой графической станции, тем сложнее формируется изображение на экране (rendering). В прямом эфире ошибка компьютера или просто замедление в его работе может дестабилизировать работу всей выпускающей бригады. 

ГРАФИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ

Для производства более сложных элементов компьютерной графики используются графические станции другого типа. Они не подключены к выпускающей аппаратной, разработчики не закладывают в них аварийные протоколы на случай сбоя в прямом эфире, но, в противовес, они позволяют развернуться фантазии художника-графика безгранично. 

«БАНК»

В распоряжении выпускающей бригады новостей в аппаратной находится хранилище графических шаблонов и фотографий. Там лежат метеорологические карты, разнообразные диаграммы и графики, портреты известных людей, заявочные планы городов и многое другое. Если выясняется, что созданный для вашего сюжета графический элемент не вставлен в сюжет заранее и на его месте зияет черное поле, значит, выпускающая бригада решила, что элемент будет выводиться в прямом эфире из «банка». В таком случае проверьте в верстке/сценарии программы, в правильном ли месте сюжета этот элемент собираются поставить. 

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Решив передать сообщение или его часть в графической форме, не забудьте о следующих советах:
• Не заполняйте всю площадь кадра до конца: многие телеприемники не вмещают крайние полосы изображения, а владельцы телевизоров «плазм» настраивают экран индивидуально и часто совершенно неправильно.
• Пишите кратко. Когда субтитры накладываются на изображение, зрителю трудно одновременно читать длинный текст и следить за действием.
• Подбирайте правильно цвет букв и фона. Белые буквы на светлом фоне затрудняют чтение текста.
• Задержите текст в кадре несколько дольше, чем это необходимо: не все читают одинаково быстро.
• Используйте не слишком детализованную географическую карту или карту города — графический элемент требует упрощения.
Mobirise